Ни в одной нации мира больше нет такого правила - национальность ребенка определяется по матери. Этому существует несколько пояснений. Вероятнее всего, все они в той или иной мере повлияли на установление такой традиции.

Основная и определяющая причина - так велит Тора. Долгие века евреям запрещалось вступать в брак с женщинам иных национальностей, поскольку считалось, что именно с матерью ребенок связан более всего. Мать, еще будучи в утробе, передает генную память своего народа ребенку. А после, занимаясь воспитанием, продолжает это делать до полного взросления своего отпрыска. Для евреев культура является определяющей для самоидентификации. Оттого так развит и культ матери среди евреев.

Но это не единственная причина такого явления. Скорее, традиция, закрепленная Торой как закон, возникла как реакция на реалии, в которых оказалась Эрец Исраэль под властью римлян.

В те далекие времена многие еврейские женщины подвергались насилию со стороны римлян. Рожали от них детей. И принятие такого правила - национальность передается по материнской линии - призвано было сохранить этих женщин для еврейства и главное - сохранить для еврейства их детей. В конечном итоге, во времена, когда евреи-мужчины часто погибали в бесконечных войнах, введение такого правила помогло спасти евреев как нацию.

Пояснения еврейских ученых

1. Биологическое. В истории есть тысячи примеров, когда с установлением отцовства возникают проблемы. Или когда сразу несколько мужчин претендуют на право считаться отцом ребенка. В случае с матерью принадлежность ребенка не вызывает сомнений. Потому именно матери и был отдан приоритет.

2. Наследственное. Совсем недавно ученые-генетики выяснили, что интеллект матери всегда передается детям, а интеллект отца нет. Всё зависит от пола ребенка. Если родилась девочка, то качество ее интеллекта будет среднее между отцом и матерью, т.е. примерно 50% от отца и 50% от матери. Если родился мальчик, то гены отца совершенно не участвуют в формировании качества его интеллекта, все 100% ему достаются от матери.

3. Социальное. Мать проводит с ребенком гораздо больше времени, чем отец. Именно мать передает ребенку традиции - то, что называется культурой. А для евреев именно это является определяющим для сохранения нации.

4. Юридическое. Когда Палестина находилась под Римом, все население, не зависимо от национальности, подчинялось римскому праву. А оно гласило: дети, родившиеся от мужчин, которые сожительствовали с женщиной, но не вступали с ней в брак, не получали римского гражданства и получали происхождение матери. Таким образом, еврейский закон отзеркаливал правовые реалии, в которых существовала Эрец Исраэль.

Строгое определение
В недельной главе «Ваэтханан» сказано: «И предаст их тебе Господь, Бог твой, и ты поразишь их, то совершенно разгроми их, не заключай с ними союза и не щади их. И не роднись с ними: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; Ибо отвратят сына твоего от Меня, и они будут служить иным божествам, и возгорится гнев Господа на вас, и Он истребит тебя скоро» (7:2-5).

Итак, Тора предупреждает, что, женившись на язычнице, еврей может под ее влиянием изменить Б-гу, но не утверждает, что это произойдет с еврейкой, если та выйдет замуж за язычника. В Талмуде (Кидушин 68 б) на этом основании делается вывод, что ребенок еврейки от инородца считается евреем, а ребенок язычницы от еврея – не считается.

Для объяснения этого закона привлекаются так же и всевозможные рациональные доводы. Одни говорят, что влияние матери на маленького ребенка значительно сильнее, чем влияние отца. Другие отмечают, что мужчина практически всегда свободен в выборе своих сексуальных связей, а женщина очень часто несвободна, и тем самым мужчина «наказывается» за свою неосмотрительность, а женщина нет.

Как бы то ни было, закон этот прямым образом возводится к Синаю, и признается совершенно неоспоримым. Чтобы убедиться в его древности и авторитетности, достаточно перечитать 9 и 10 главы книги Эзры, в которой описывается, как вернувшийся из Бавеля Эзра потребовал от жителей Иерусалима, а затем и всей Иудеи развестись со своими иноплеменными женами.

В свете этого жесткого закона «еврей по отцу» выглядит таким же бессмысленным выражением, как «горячее мороженное», или «круглый квадрат». В рамках традиционного иудаизма не существует евреев по отцу, но существуют лишь гои по галахе. Так было, и так остается, и в то же время в век просвещения что-то в этом вопросе явно изменилось.

На протяжении веков невозможно было отделить национальную самоидентификацию еврея от его религиозной принадлежности, но секулярная культура явилась тем растворителем, который все же сумел расслоить эти ингредиенты, позволил отличить национальное еврейское начало от религиозного.

На протяжении веков еврейская община порывала с теми своими членами, которые прилюдно нарушали заповеди. Сын Израиля, публично нарушающий Субботу, становился как бы инородцем («дино ка-гой»). Но дело в том, что тот, кто порывал с заповедями, в ту пору порывал также и с народом. В век просвещения сложилась совершенно новая ситуация: появилось немало людей, которые, публично нарушая заповеди, продолжали высоко ценить свое происхождение. В конце XIX века несколько таких предпринимателей, ведущих свои дела в Москве, были поставлены перед выбором: либо они крестятся и продолжают свой бизнес на легальной основе, либо лишаются всего своего имущества и высылаются в пределы черты оседлости. Услышав, что эти злостные нарушители субботы предпочли лишиться своих капиталов, крупнейший галахический авторитет того времени Хефец Хаим (р.Исраэль Меир аКохен (1838-1933)) постановил: «Тот, кто отказывается от всего своего имущества ради того, чтобы сохранить свою принадлежность к Израилю — не тот еврей, о котором галаха говорит, что он тебе как инородец, после того как публично нарушил субботу». Опираясь на это базисное постановление, рав Ури Шерки идет дальше и говорит, что в наше время национальная еврейская самоидентификация в первую очередь задается не соблюдением субботы, а службой в ЦАХАЛе.

Пропеллер еврейской истории
Итак, сегодня существование еврейского народа вне религиозного поля — общепризнанный факт. Между тем этот внерелигиозный народ пользуется отнюдь не галахическими, а собственными (т.е. «общепринятыми») критериями идентификации.

В современном мире доминантным при установлении национальной принадлежности служит не какая-то внешняя характеристика, не какое-либо внешнее определение (генофонд, владение языком, знание истории и т.п.), а самоощущение, самоопределение человека. Гершом Шолем рассказывает о своем брате, который даже и после катастрофы не изменил своей германской самоидентификации: «Что?! Гитлер будет решать за меня кто я?».
Сам Гершом выбрал по-другому, он предпочел стать израильтянином. Однако светским людям, делающим аналогичный выбор, далеко не всегда важно и интересно, кем были матери их самих и их друзей. В свете этого нормативного определения, человека, считающего себя евреем, не только бессмысленно, но и бесстыдно убеждать в обратном только потому, что его мать полька или британка.

Мать Рафаэля Эйтана (Рафуля), в течение шести лет бывшего главнокомандующим ЦАХАЛа, происходила из семьи русских субботников, в полном составе поднявшейся в Эрец Исраэль (у нее было шесть братьев и сестер). Но это ни в коей мере не мешало ему чувствовать себя «на все сто» евреем. Когда в кнессете обсуждались проблемы гиюра, Рафуль пользовался случаем и выходил на перекур. Он справедливо полагал, что проходить гиюр ему требуется не в большей мере, чем Шуламит Алони.

Умудренные галахой люди объясняют мне, что Рафуль просто ошибался, чувствуя себя евреем. Если ограничивать свой кругозор исключительно «Мишной Брурой», то такое фантастическое предположение действительно может возникнуть. Однако если иногда позволять себе заглядывать также и в другие источники, например, в автобиографическую книгу «Рафуль — повесть солдата», то станет ясно, что он ошибался в своих чувствах ровно в той мере, в какой генерал Пилсудский ошибался, чувствуя себя поляком, а генерал Скобелев — русским.

Правоверного идеалиста, умеющего не замечать еврея в каком-нибудь Вайнштейне с характерной внешностью и характерной болью за судьбу Израиля, но не с той бабушкой в родословной, можно сравнить только с Дон Кихотом, умеющим не замечать в мельнице мельницу.

Для меня евреи по отцу (по меньшей мере в тех случаях, когда они дорожат своим происхождением) — это такая часть еврейского народа, которая не обязана выполнять Тору, но это именно часть еврейского народа. И до тех пор, пока у таких людей не возникает собственно религиозного мотива проходить гиюр, он им решительно ни к чему. Для того, чтобы быть теми, кем они являются, эти люди не нуждаются ни в каких парадах гордости, достаточно службы в ЦАХАЛе, а в тех случаях, когда это невозможно, просто чувства солидарности с ее военнослужащими.

По определению галахи, евреев по отцу не бывает, как не бывает двух пересекающихся параллельных прямых в геометрии Эвклида. Но в других геометриях параллельные пересекаются, и в других культурных определениях евреями по отцу люди оказываются. Определение галахическое и определение гражданское лежат в разных не пересекающихся плоскостях, между тем обе эти плоскости реальны, а не выдуманы кем-то назло друг другу.

Два этих определения еврейского народа – галахическое и светское (гражданское) — не отрицают друг друга, а лишь обнаруживают объемность еврейского бытия. Светская экзистенция нигде не пересекается с религиозной, они совершенно непроницаемы друг для друга, но по сути являются двумя проекциями на две разные плоскости одного священного бытия. То, что выглядит плоскостью в одном измерении, в другом — представляется ускользающей от взгляда полоской. И той и другой стороне нужно просто сделать небольшое усилие и признать, что перед ней не бессмысленная линия, а такая же бескрайняя полноценная поверхность, как и она сама. И вопрос евреев по отцу, как никакой другой, может процесс этого осознания облегчить.

Есть перспектива, в которой мы видим одну лопасть пропеллера, и не видим другую. Но они обе наличествуют, образуя предмет высокой тягловой силы. Более того, совмещение этих плоскостей (читай: превращение всего Израиля или только в гражданскую, или только в религиозную общину) – сводит на нет всю его мощь. Я не знаю, что будет завтра, и какие метаморфозы ожидают наше сознание, но я ясно вижу, что сегодня еврейская история продолжается только за счет того, что ее тянет двулопастной пропеллер национальной самоидентификации.

По матери, а не по отцу. Один из таких народов - народ Моисея. Жители приводят множество причин того, почему у евреев национальность передаётся по матери. В статье будут рассмотрены самые популярные версии.

Как определяется национальность ребенка?

Прежде чем рассматривать указанный выше вопрос, чтоит узнать о том, как определяется национальность человека. Национальность - это условная принадлежность человека к определённому этносу, представители которого говорят на одном и том же языке, имеют общую историю и культуру и соблюдают одни и те же традиции. Как национальность у евреев определяется - по отцу или по матери?

Логически ребёнок от рождения принадлежит к той национальности, к которому принадлежат его родители. Если они представители разных национальностей, то тогда национальность определяется в соответствии с традициями. Например, в России, если отец например, еврейка, то ребёнок будет русским в России и евреем в Израиле.

Почему у евреев национальность определяется по матери, а у русских по отцу? Во многих народах мужчина - продолжатель рода, а жена и ребёнок перенимают те традиции и обычаи, по которым он и его род живёт. А так как представители одного народа соблюдают одни и те же обычаи, то естественнен тот факт, что ребёнок перенимает национальность отца. Есть и другое объяснение: благодаря мужчине зарождается новая жизнь, и вполне логично, что его ребёнок - представитель одной с ним нации.

Есть и другой способ определения национальности - физиологический, согласно которому принадлежность человека к какой-либо этнической группе определяется по внешнему виду - типу и цвету волос, кожи, форме глаз и телосложения. Но этот способ не подойдет, если родители человека преставители не одной, а нескольких наций. Но в этом случае он имеет право, став дееспособным, выбрать ту национальность, к которой себя относит или вообще стать представителем нескольких этнических групп, мультинационалом.

Но бывают случаи, что ребёнок не знает своих родителей. Тогда он относится к той этнической группе, на территории которой он проживает и традиции которой соблюдает.

Стоит также отметить, что вопрос национальности в европейских странах имеет меньшее значение, чем в России и Израиле, там это означает гражданство. Так как у евреев определяется национальность? Рассмотрим ниже самые популярные версии.

Биологическая

Первый ответ на вопрос о том, почему у евреев национальность определяется по матери, заключается в том, что, по мнению представителей этого народа, тело и душа ребенка формируются в утробе матери. Поэтому женщина, которая не является еврейкой от рождения, не может дать ребенку еврейскую душу.

Социологическая

Схожа с предыдущей версией и та, по которой считается, что главная из особенностей еврейского народа - это его культура. А так как мать больше других членов семьи занимается воспитанием ребенка, то и национальность его передается по матери.

Религиозная

Согласно Галахе, своду законов, базирующихся на Торе, Талмуде и другой раввинистической литературе, еврей не может жениться на женщине другой национальности. Объясняется это тем, что на протяжении долгого времени именно мать влияет на формирование личности ребенка и поэтому не еврейка не сможет воспитать истинного представителя народа, соблюдающего все традиции и обычаи. Поэтому брак с чужеземкой не только порицался в обществе, но и считался преступлением перед Богом. Но стоит отметить, что если женщина принимала иудаизм и соблюдала все его требования, она и ее дети признавались евреями.

Демографическая

Еще один ответ на вопрос "Почему у евреев национальность определяется по матери?" звучит так: евреи, как и другие народы, принимали участие в войнах и, как итог, множество мужчин оставалось на поле боя. Для того чтобы нация не исчезла с лица Земли, евреи решили считать детей евреек от представителей других народов своими соотечественниками.

Политическая

Эта версия схожа с предыдущей, но причиной были войны с римлянами. Во время конфликта много евреейских женщин попали в плен к римлянам и были их наложницами. Чтобы дети, рожденные от союза римлян и евреек, считались представиелями еврейского народа, был принят закон, по которому национальность ребенка определялась по матери.

Юридическая

Еще один ответ на вопрос "Почему у евреев национальность определяется по матери?" - это юридическая версия, согласно которой, закон, принятй раввинами, является отображением закона из римского права. По нему, если между супругами не был заключен брак, то ребенок наследовал национальность матери, а не отца.

Альтернативная

Древние евреи относились к женщинам других племен с недоверием и опаской, так как считали, что даже если ребенок рожден в браке, нельзя быть полностью увереным в том, что он - твой, так как всегда есть минимальный риск, что женщина может изменить. А в материнстве, наоборот, усомниться нельзя. Поэтому те, кто интересуется, почему у евреев национальность определяется по матери, должны знать и об этой версии.

Как стать евреем?

Если вдруг человек обнаружил, что среди его родственников есть представители еврейского народа, и он захотел стать одним из них, то он должен пройти через специальный обряд - гиюр, который включает четыре этапа:

  • осознанное и искреннее желание стать правоверным иудеем и соблюдать посланные Всевышним заповеди - мицвот;
  • пройти проверку на искренность и знание Торы у раввина;
  • пройти обрезание, если это мужчина;
  • погрузиться в микву - специальный бассейн с водой, который заполнен согласно религиозным требованиям.

Если человек прошел все эти этапы, то он становится евреем.

Еврейство на самом деле передается по отцу 2016-12-11 11:23 17088

Согласно Талмуда еврейство передается по матери. Однако это потиворечит Торе (Библии). В Торе евреи называются сынами Израилевыми. По имени праотца еврейского народа Израиля (ранее его имя было Иаков). Если еврейство передается по матери, то почему ни разу в Торе народ не назван сынами Рахели, или Леи (Лии) (обе - жены Израиля)?

Не возможно ВСЕ народы считать по отцу, а только одних евреев - по матери. Получается «конфликт» национальностей и религий в одном человеке. Особенно если папа, например, христианин. По папе ребенок русский православный, а по маме - иудей. Одни правы со своей точки зрения, другие - со своей. По папе крестят ребенка, по маме обрезают. По папе Иисус Христос Бог, а по маме Ёшка - ублюдок и сын блудницы. В субботу с мамой в синагоге «Шма Исраэль», а в воскресенье - в церкви иконам кланяется. И кто он после этого? Абрам Николаевич Нечепоренко? Каша получается.

В Библии, да и в иудаизме призывается следовать вере отцов, а не матерей. Так как быть сыну русского и еврейки? И в православии и в иудаизме призывают следовать вере отцов, а выходит по Талмуду надо вере матерей? Ведь это абсурд.

Или наоборот. Мама - караим, папа - еврей. Евреи не признают ребенка евреем, а караимы не признают караимом. Как быть ребенку? Он кто - караврей евраим? Очень сомнительно чтобы еврейский Бог допустил такое.

Если обе стороны не будут определять статус этих детей по одному и тому же критерию, то возникнет конфликт, который разрешится в пользу сильнейшей из них. Если законность брака признавалась нееврейскими властями, то решающий голос в определении принадлежности детей от этих браков имели как раз они. Никакие дети еврейских отцов и матерей никакой еврейской души не чувствовали. Пока им не напомнил «очень тактично» Гитлер в равной степени.

До XIX в. смешанные браки почти всегда сопровождались крещением. В XIX в. во многих странах уже разрешались смешанные браки без обязательного предварительного крещения еврейских женихов и невест, но детей как отцов-евреев, так и матерей-евреек от этих браков крестили почти в 100% случаев.

Конечно, в споре отца и матери побеждает отец - глава семьи по определению, ибо мы живем в патриархальном обществе. Наиболее известный и типичный пример этого - решение Суда США. Когда у еврея Клейна и его нееврейской жены родилась дочка, отец настоял воспитать ее еврейкой. Но семья Клейна распалась, дочь стала жить с матерью, и мать ребенка теперь хотела, чтобы ее дочь воспитывалась одновременно и как еврейка, и как христианка. В результате девочка оказалась на грани нервного срыва, не понимая, как себя вести. Отец обратился в суд с требованием, чтобы девочка осталась с ним и воспитывалась еврейкой. Суд исходил из равенства прав отца и матери передать ребенку свою веру, однако, руководствуясь правилом "интересы ребенка - прежде всего", удовлетворил иск Клейна. Вера отца «победила».

Многие историки и авторитеты неортодоксального иудаизма утверждают, что изначально еврейство передавалось по отцу. Правило "по матери" утвердилось окончательно после Хмельниччины, когда много женщин рожали после изнасилований. До XVI века нет научных фактов, подтверждающих, это новое правило. Так утверждается например в полной ивритской версии Истории еврейского народа под редакцией проф. Этингера. Ее в израильских университетах используют в качестве учебника. Не та, что по-русски двухтомная из Библиотеки "Алия", а четырехтомная. Нет во всём Талмуде заявленного факта или прецедента, что некий еврей, потому еврей, что мать - еврейка.

Переход на еврейство по матери евреи объясняют очевидным и доступным установлением материнства и сложностью получить убедительные доказательства отцовства.

Но почему только евреи перешли на материнство? Другие народы тоже сталкивались с такой проблемой но не отказались от отцовства.

Этот искусственный принцип облегчения определения национальности соответствует поговорке «Ищут не там, где потеряли, а там, где светло и легче искать». То есть, объективные критерии подменяются субъективными и морально-этическими.

Но в наши дни еврейки добровольно сочетаются с иноверцами в том числе атеистами. Даже если оба родителя евреи, а дите атеист, то и он на самом деле не еврей. И раньше евреи атеистов изгоняли из общины и относились как к умершему, также как к перешедшему в другую веру. Например, так произошло с одним из основателей современного атеизма - с выдающимся философом Бенедиктом (Барухом) Спинозой. Его жестоко избили ортодоксы и отлучили от общины за атеизм. Хоть его родители и евреи.

Однако все жены патриархов были нееврейками. Иосифу сам фараон дал в жены «Аснат, дочь Потифера, жреца Она». При этом оба их сына от матери-нееврейки и отца-еврея стали евреями и даже РОДОНОЧАЛЬНИКАМИ колен Израилевых! Обе жены Моисея были нееврейками.

2 И явился ему ангел Господень в пламени огня из средины куста терновника
6 И сказал: Я Бог отца твоего
9 И вот, вопль сынов Исраэйлевых дошел до Меня...
10 А теперь иди, и Я пошлю тебя к Паро; и выведи народ Мой, сынов Исраэйлевых, из Египта.
13 И сказал Моше Богу: вот, я приду к сынам Исраэйлевым и скажу им: "Бог отцов ваших послал меня к вам". А скажут мне они: "как Ему имя?" Что сказать мне им?
15 И сказал еще Бог Моше: так скажи сынам Исраэйлевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Ицхака и Бог Яакова послал меня к вам.
16 Пойди, собери старейшин Исраэйлевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне. Бог Авраама, Ицхака и Яакова, говоря: вспомнил Я о вас и (увидел) то, что делается с вами в Египте.
17 И сказал: Я выведу вас из-под ига Египетского в землю Кынаанеев, Хэйтийцев, Эмореев, Пыризеев, Хиввийцев и Йывусеев, в землю, текущую молоком и медом.(Шемот(Исход) 3)

1 Когда ты придешь в землю, которую Господь Бог твой дает тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней;…
5 скажи: отец мой был странствующий Арамеянин, и пошел в Египет и поселился там с немногими людьми, и произошел там от него народ великий, сильный и многочисленный;
7 и возопили мы к Господу Богу отцов наших;
15 призри от святого жилища Твоего, с небес, и благослови народ Твой, Израиля, и землю, которую Ты дал нам - так как Ты клялся отцам нашим [дать нам] землю, в которой течет молоко и мед. (Второзаконие 26)

Что мы видим? Моисей упоминает только отца своего, а не мать, и упоминает что весь народ пошел от отца, а не от матери. Бог называется "Богом отцов", а не матерей. Бог называет евреев сынами отцов. Женский пол не уминается вообще. Только мужчины.

Рассмотрим библейский пример сына еврейки и нееврея. Левит (24:10-22):

и вышел сын израильтянки и (он же) сын египтянина в среду сынов Израиля, и поссорились в стане этот сын израильтянки с израильтянином (в ивритском тексте дословно "с сыном Израиля").

И оскорблял сын израильтянки Имя, и проклинал… и говорил Бог: "выведи проклинающего за пределы стана, и забросает его камнями все общество. И сынам Израиля скажи так: всякий, кто будет проклинать Бога своего, понесет грех свой. А оскорбляющий Имя Иеговы смерти будет предан, камнями забросает его все общество: как гер (пришелец), так и житель страны (эзрах), проклинающий имя, смерти будет предан. Закон один будет у вас для пришельца и для жителя страны".

«Сын израильтянки и египтянина» НЕ назван «сыном израиля»! Зато в противоположность этому сыну еврейки все остальные израильтяне названы сынами Израиля в этом же отрывке! Ему противопоставляется среда «сынов Израиля» («Бней Исраэль» в оригинале на иврите). Не «сынов израильтян», а именно «сынов Израиля». «Сын Израиля» - синоним слова «еврей», ибо Израиль - праотец всех евреев духовный и физический. Под Израилем подразумевается весь народ а «сын Израиля» - каждый отдельный еврей, сын народа. Символично, что именно сын отца-язычника стал богохульником. Материнские еврейские корни никак на него не повлияли.

Еще более интересно толкование этого момента самого авторитетного в ортодоксальном иудаизме мудреца Раши:

"и вышел сын израильтянки и (он же) сын египтянина в среду сынов Израиля",

"среди сынов Исраэля"

Раши подчеркивает, что сын израильтянки стал прозелитом, то есть, перешедшим в иудаизм из язычества. Соответственно, от рождения от израильтянки он не был иудеем как принято сейчас в иудаизме, а лишь присоединился когда-то к народу Израиля!!!

Таким образом, не кто иной как сам великий Раши признает, что еврейство раньше по матери не передавалось. Более того, не сам Раши это первым заметил. Он ссылается на "Сифра" (по-арамейски סִפְרָא, соответствует ивритскому сефер, «книга») - галахический мидраш на книгу Левит — собрание таннайских барайт.

Таким образом, Раши забил гол в свои ворота. Опровергнуть фундаментальные постулаты иудаизма лучше всяких христиан умудряются сами иудеи, да еще и самые почитаемые в иудаизме.

Период еврейской государственности также дает немало примеров смешанного брака, в том числе смешанных браков Давида, Соломона и Ахава.

В этот период из Библии мне известна только одна еврейка, вышедшая замуж за нееврея - это царица Эстер. И сложно поверить, чтобы стали евреями дети этой матери еврейки и отца ЦАРЯ ЯЗЫЧНИКОВ, который и сам наверняка считался божеством.

Ключевым отрывком в Библии, от которого иудеи начинают рассуждения о наследовании еврейства по матери и запрет родниться с другими народами является 7-я глава книги Дварим (по христианской традиции «Второзаконие»).

Не знаю, что Вам ответить. Ведь если для Вас это не вопрос, а шок жизни, когда вдруг выяснилось, что Вы или Ваши дети не евреи , — нет на это ответа. В особенности для тех, кто всю жизнь не только считал себя евреем, но и страдал как еврей, — никакие объяснения не будут убедительны. Для чувств логика — алогична.

Но если Вы просто интересуетесь, то хочу спросить Вас. Турок женился на японке. Родился ребёнок. Кто он? Турок или японец? По-видимому, не то и не другое, а наполовину турок, наполовину японец. А если ребёнок, став взрослым, захочет считать себя турком, — может? Почему бы нет. Захочет японцем, — пожалуйста. И даже в тех странах, где указывают национальность в паспорте и принято записывать детей по отцу, даже там, если сильно захотеть, — можно записать и по матери. Другими словами, кем хотят, тем себя и считают. Почему? У народов мира нет обязательных законов, которые регулируют национальную принадлежность.

А у евреев столько времени, сколько они существуют, такой закон есть: рождённый от матери еврейки является евреем.

А откуда этот закон?

Он не выведен когда-то мудрейшим собранием и не придуман человеком сейчас, а является вечным повелением Б-га !

А где это повеление указано?

В Торе, книга Дварим (7:3,4): «Не вступай в семейные отношения с ними. Дочь свою не выдавай замуж за его сына. А дочь его не бери для сына своего…» (и см. дальше). В Талмуде, трактат Кидушин 68: «…сын от израильтянки называется твоим сыном, а рождённый от язычницы называется не твоим сыном, а её сыном…». Так же этот закон устанавливает Шульхан Арух (раздел Эвен Хаэзер, гл. 8, закон 5).

Это закон . И хотя закон Б-га не требует объяснений, всё же попробуем понять его смысл.

Тора привязывает еврея к реальности. Иудаизм это не некое мировоззрение, порхающее в воздухе, которому можно абстрактно сочувствовать в сердце, а устойчивая реальность, встроенная в саму природу человека. Девять месяцев души ребенка и матери тесно переплетены. Так же, как зародыш постепенно формируется в течение этого времени, приобретая внутренние органы, скелет и т. д. в утробе матери, так же он получает от неё свою еврейскую принадлежность.

Очевидно, что материнское участие в появлении ребёнка более заметно и определённо, чем отцовское. Если человек сомневается в своём происхождении от одного из родителей, то с большой степенью вероятности он может быть уверен только в том, что его мама — это действительно его мама, а вот …

И не только до родов, но и после принадлежность к матери доминантна. Есть в Притчах Соломоновых на первый взгляд непонятное изречение: «Не оставляй Тору матери своей…». Почему Тору матери? Ведь отец обучает сына Торе?! Ответ: Сколько отец ни обучал бы, но Тору реальной жизни сын впитывает с молоком матери, бессознательно копируя все её повадки, интонации, привычки и суждения. Мама находится с ребёнком большую часть времени его раннего детства, оказывая огромное влияние на формирование его личности.

Поэтому, хотим мы или нет, но только рождённый от матери еврейки является евреем. И если бы не было этого закона и не хранили бы его с такой строгостью в течении тысячелетий, а каждый раз меняли и подстраивали под проблемы каждого из нас, то, как вы понимаете, еврейский народ давно перестал бы существовать.

Да и после всего не забывайте, что каждый человек может стать евреем, пройдя гиюр. Врата еврейского дома открыты для всех, кто хочет там жить по-еврейски!